





Каждому, кто планирует заниматься продвижением вебресурса в сети, необходимо знать о том, как ведущие поисковики строят поисковую выдачу. В этой статье мы поделимся своими знаниями про RankBrain – искусственный интеллект самой популярной в Украине ПС Google. Именно его компания Гугл в последние несколько лет сделала приоритетным фактором для ранжирования. Ниже мы расскажем, что это, как он связан с программой поиска Гугла, как работает, и как его используют специалисты по сео-оптимизации.
Это самообучающаяся система искусственного интеллекта, что используется поисковиком для сортировки и ранжирования результатов поиска. Благодаря ей, поисковая система может обрабатывать и «понимать» запросы пользователей, и выдавать максимально релевантный результат.
Алгоритм, позволяющий компьютеру самообучаться и совершенствоваться без непосредственного вмешательства человека.
В научной фантастике и планах передовых айтишных компаний, это суперумный компьютер, что может мыслить и обучаться как это делает человек - на основе информации, полученной ранее. Но в наших сегодняшних реалиях это алгоритмы, способные разбираться с абстрактными понятиями, устанавливать логические взаимосвязи и самообучаться. По сути, ИИ и самообучающаяся система – синонимы.
Нет, это один из трёх ключевых элементов общей поисковой программы, обрабатывающий и сортирующей все существующие вебстраницы в поиске тех, что релевантны запросам пользователей. Задача RankBrain сводится к определению значимости найденных вебсайтов на основании ключевых слов, количества обратных ссылок, актуальности и свежести размещённого на его страничках контента, надёжности домена, и т.д.
С 2013 года он носит красивое название «Hummingbird», что в переводе с английского означает «Колибри». До этого года система была «безымянной».
Помимо RankBrain, Колибри включает множество элементов, выполняющих различные функции. Вот некоторые из них:
- Panda – алгоритм, понижающий рейтинг вебсайтов с не уникальным контентом;
- Penguin - борется с сайтами, злоупотребляющими спамными техниками обратных ссылок;
- Pigeon - оптимизирует результаты локального поиска;
- Payday - отсеивает переспамленные странички;
- Top Heavy - снижает рейтинг вебресурсов, на которых размещено много рекламы;
- Mobile Friendly - находит странички, оптимизированные для смартфонов;
- Pirate - помогает бороться с нарушителями авторских прав.
Он это делает при помощи «сигналов», или «ключей», что распознаются каждым из элементов поискового алгоритма Колибри. Они помогают системе определить соответствие найденных web-страниц ожиданиям пользователя, и выдать по его запросу самые подходящие результаты. Сегодня Гугл признаёт, что существует более двухсот ключей, и каждый имеет до 10000 модификаций.
Это действительно так. Несколько лет назад Гугл официально подтвердил, что ИИ стал третьим по важности фактором, оказывающим влияние на ранжирование вебресурсов при выдаче результатов поисковиком. Об этом написано в статье Bloomberg.
Это компания Google держит в секрете – ни один из её представителей так и не дал внятного ответа на этот вопрос. Специалисты по SEO - оптимизации предполагают, что самым важным сигналом для ранжирования на сегодня, как и раньше, являются внешние ссылки. Вторым по важности фактором ранжирования является соответствие слов, вводимых в строку поиска, и текстового контента, размещённого на страничках вебсайта.
Google не раз объяснял, что этот алгоритм используется чтобы разбирать и интерпретировать запросы пользователей, которые те пишут в строке поиска. Система обрабатывает каждое слово запроса, подбирает аналоги, определяет концепты. Другими словами, алгоритм не просто «читает» отдельные слова, но и понимает их смысловое содержание.
Ещё одна задача искусственного интеллекта – оценка поведения посетителей вебсайтов. Алгоритм оценивает, как много людей посещает каждый вебресурс, сколько времени проводят, приходят ли повторно, и т.д. Если сайт интересен для многих пользователей, он имеет больше шансов попасть в первые строки выдачи.
В итоге, RankBrain осуществляет поиск не по отдельным ключевым словам, в точном соответствии с поисковым запросом, а по его смысловому содержанию. После того, как система найдёт все вебресурсы, релевантные запросу человека, она ранжирует найденные странички, ориентируясь на поведенческие факторы пользователей.
Действительно, когда-то Гугл мог находить только те странички, которые содержали ключи, в точности соответствующие запросу. Он не мог различить даже однокоренные слова, не то что синонимы. К примеру, для него «ботинок» и «ботинки» были совершенно разными понятиями. Соответственно, поиск был очень ограничен.
Сегодня программа не только распознаёт синонимические понятия (например, «обувь для спорта» и «кроссовки»). Она понимает смысловое значение слов. К примеру, она способна разобраться, когда на вебресурсе речь идёт про технику «Apple», а когда – про яблоки.
Главная сложность, с которой приходится бороться поисковому алгоритму – нереально большое количество самых разных запросов, что ежедневно вводятся в поисковик. Колибри каждый день приходится обрабатывать по 3 миллиарда вопросов, притом, по данным компании, около 15% из них уникальны. А это – 450 000 000 новых запросов в день!
RankBrain помогает интерпретировать уникальные запросы, и максимально корректно «перевести» их для выдачи лучшего списка релевантных вебстраниц. Искусственный интеллект находит сходство между несвязными на первый взгляд запросами, и ассоциирует их с лучшими результатами поиска. Таким образом, даже на самый невнятный, написанный с опечатками запрос, система выдаст список самых удачных вебресурсов.
Если вы спросите у поисковика, сколько столовых ложек можно поместить в стакане, в разных странах Google выдаст разные результаты. Это связано с различием в мерах измерения, что существуют в этих странах, даже если названия звучат идентично.
Это действительно так! Внедрение алгоритма в 2015 году произвело революцию в своей сфере. Он не только позволил поисковику быстрее и эффективнее обрабатывать запросы и идентифицировать нужные пользователю сайты. Благодаря RankBrain и его «умной» системе ранжировки, существенно выросло качество контента, которым наполняются вебрессурсы.
1. Не стоит использовать длинные и сложные слова в качестве ключей, лучше применяйте их более короткие синонимы. ИИ понимает смысловое значение слов, и умеет устанавливать взаимосвязи между ними. Умный поисковик знает, что эти ключи отвечают на один и тот же вопрос. Но короткие и простые слова чаще используют в запросах. Их использование повысит ваши шансы оказаться в топе выдачи.
2. Увеличьте привлекательность сайта повысив его кликабельность. Хороший способ справиться с этой задачей - оптимизация заголовков размещённых на нём статей. Один из приёмов - добавьте эмоций. Какую статью вы прочтёте первой – «5 продуктов, полезных для организма», или «5 продуктов, без которых вы умрёте»? То-то и оно!
3. Использование скобок в заголовках также повышает интерес читателей, а значит, и кликабельность сайта.
4. Цифры в заголовках. Они привлекают внимание не только потому, что большую часть статьи составляют буквы. Люди любят точность и конкретику – процентные и точные показатели гарантированно повышают количество переходов. Используйте любовь к цифрам при составлении заголовков. Например, можно использовать заголовок: «Как похудеть к началу пляжного сезона», или «Как сбросить до 10 кг за 2 месяца до отпуска». Как думаете, какой вариант привлечёт больше читателей?